Инвентаризация отходов — зачем она нужна?
Первым шагом к обеспечению порядка по обращению с отходами является инвентаризация отходов на предприятии. С этого начинается путь к экологической безопасности, но, к сожалению, многие об этом забывают.
Инвентаризация отходов напрямую связана с разработкой Программы производственного экологического контроля (ПЭК), поскольку сведения об инвентаризации отходов и объектов их размещения входят в состав этой программы.
А, в свою очередь, обязанность по разработке ПЭК у себя на предприятии закреплена статьей 67 Федерального закона N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды». Согласно неё все юридические лица и ИП, ведущие свою деятельность на объектах I, II и III категорий, а так же все, кто эксплуатирует объекты размещения отходов обязаны её разработать.
Соответственно, проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и объектов их размещения обязаны лица:
- Эксплуатирующие ОНВ I ,II ,III категории;
- Эксплуатирующие объекты размещения (полигоны, свалки и т.д).
Лица, ведущие хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории не обязаны разрабатывать ПЭК, соответственно, и инвентаризацию отходов. Но могут это делать в добровольном порядке.
Как провести инвентаризацию отходов на предприятии?
Как всегда, есть 2 пути: простой и сложный. Простой путь предполагает заключение договора и выполнение работы «под ключ». Второй — самостоятельное проведение инвентаризации.
В первом случае вы тратите деньги, во втором — время, и возможно, тоже деньги, т.к. всё равно придётся обращаться к консультантам.
Рассмотрим второй путь, но не будем его излишне усложнять.
На сегодняшний день нет документов, которые бы регламентировали порядок инвентаризации отходов, поэтому, не имея опыта в этом деле, можно напридумывать много нелепых документов.
Первое, что нужно сделать — это издать приказ о проведении инвентаризации отходов и разработать формы документов, которые должны составляться в процессе инвентаризации.
Далее следует разработать и утвердить Инструкцию о проведении инвентаризации отходов. Инструкция должна содержать общие сведения о порядке проведения, об оформлении документов и хранении полученных данных.
Далее проводится Инвентаризационное обследование и собираются сведения:
- информация о видах деятельности предприятия;
- схема организационной структуры предприятия;
- учетные данные (журналы первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы)), договоры на передачу отходов сторонним организациям, акты приема-передачи отходов, акты выполненных работ и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, передаче на утилизацию, захоронение, размещение отходов производства и потребления;
- генеральный план предприятия;
- технологические карты производственных процессов;
- данные бухгалтерского учета о поступлении и списании видов сырья, вспомогательных материалов, готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются (планируется использовать) в производственных процессах;
- порядок пуска и вывода из эксплуатации оборудования;
- иная информация о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых в производственных процессах, об объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
- материалы последней инвентаризации (если она проводилась).
Далее проводятся:
- определение видов деятельности, характерных для каждого структурного подразделения предприятия и сопровождающихся образованием отходов;
- обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
- выявление веществ, материалов и изделий, перешедших в состояние «отход», а также определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
- разработка блок-схем технологических процессов, включающих в виде отдельных блоков:
- используемые сырье, материалы, полуфабрикаты и прочее;
- производственные операции;
- производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);
- образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
- операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам;
- определение мест и объектов временного хранения и накопления отходов и их характеристика;
- обозначение источников образования отходов производства и потребления и мест их временного хранения и накопления на карте-схеме расположения зданий и сооружений организации;
- проведение пересчета, замеров, взвешиваний количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
- расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологических процессов исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
- определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обращения с отходами.
После того, как весь необходимый материал собран, проведены расчеты, а МНО нанесены на план-схемы, оформляется Отчет об инвентаризации отходов на предприятии.
Отчет брошюруется и утверждается руководителем предприятия. На основании этого документа эколог предприятия или лицо, назначенное за охрану окружающей среды в дальнейшем разрабатывает ПЭК. (О разработке ПЭК читайте в нашей статье «Программа производственного экологического контроля и отчёт по ПЭК»
Однако, гораздо проще и выгоднее передать разработку Отчета по инвентаризации отходов профессионалам. Имея огромный опыт, мы выполним эту работу быстро и качественно, а работать по нашим документам будет легко и просто.
Экономьте своё время, звоните 8 (8422) 96-40-37 и пишите на почту info@argutpro.ru !
Рады будем помочь!